«Чтобы дойти до цели,
 надо прежде всего идти!»
               
 Оноре де Бальзак

Не уезжайте из деревни

От дорогих своих корней.

Не знаю, кто сказал, но верно –

Нет малой родины родней.

Я в каждом сне в моей деревне

Хожу, брожу и всё ищу.

Забыл я что-то там, наверно,

А что – никак не разыщу.

Все к завершению дороги

Мы вспоминаем дом родной,

И мамы взгляд печально строгий,

И так нам хочется домой…

 

                     Галина Лажиева

Футбол - любимое развлечение деревенских мальчишек

ПРОЕКТ "70-ЛЕТИЮ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ - "НИКТО НЕ ЗАБЫТ И НИЧТО НЕ ЗАБЫТО!"

Авторы настоящего проекта, имея большой позитивный опыт работы с детьми и молодёжью по патриотическому воспитанию, предлагают новую более современную форму духовно-нравственного воспитания и гражданского становления детей и молодёжи. Эта форма - Электронный Музей сельской школы, создаваемый самими школьниками под руководством взрослых, развёрнутый на сайте школы в сеть Интернет и, таким образом, доступный гораздо большему количеству посетителей, чем обычные школьные краеведческий музеи. Виртуальный музей — это то место, где каждый выпускник школы, независимо от места проживания через сеть Интернет может в любое время войти в стены своей «альма матер» и вновь повстречаться со своими одноклассниками и учителями, увидеть достопримечательности своего родного села, посёлка.

В ходе проектной деятельности в преддверии выдающейся знаменательной даты —  70-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне — в  шести школах трёх районов при участии детей, педагогов, выпускников, старожилов деревень и посёлков будет проведена большая целенапрвленная работа по поиску, систематизации краеведческих материалов по истории ВОВ, истории школ, деревень и посёлков и переводу их в цифровой формат для размещения на страницах Электронных Музеев, которые будут созданы в рамках настоящего проекта в Видлице, Ильинском, Коткозере, Пряже, Заозерье, Мелиоративном/

Главная цель проекта

Общеизвестно, что одной из самых результативных форм патриотического воспитания является участие подростков и старшеклассников в поисково-краеведческой деятельности, где в короткие сроки решается целый комплекс образовательных, воспитательных, психолого-педагогических и социальных задач, связанных с самоутверждением подростков, их самореализацией в полезном, общественно значимом деле.

Поэтому главная цель настоящего проекта — способствовать  формированию чувства малой и большой Родины, гражданственности у детей и молодежи посредством их вовлечения в поисково-краеведческую работу по изучению истории своей школы, деревни, посёлка,  района, истории Великой Отечественной войны, истории культуры своего народа на основе создания, размещения и дальнейшего сопровождения виртуальных (электронных) музейных экспозиций на сайтах 6-ти сельских школ — площадок проекта с общим количеством учащихся 1432 человека.   

 Основные события проекта то предстоит сделать?) 

           В рамках настоящего проекта предусматривается в сельских школах трёх районов Республики Карелия (Видлицкой, Коткозерской, Ильинской, Заозерской, Пряжинской, СОШ посёлка Мелиоративный) на базе имеющихся краеведческих, этнокультурных музеев, Залов и комнат Воинской  и Трудовой Славы, карельских горниц провести совместно с детьми под руководством педагогов работу по подготовке и созданию экспозиций по истории Великой Отечественной войны, истории школ, деревень и посёлков, культуре и традициям карелов для размещения на специально выделенных для этой цели страницах школьных сайтов. То есть, речь идёт о создании в ходе реализации проекта Электронных Музеев сельских школ как новой современной формы патриотического воспитания и гражданского образования детей и молодёжи. 

  Создание краеведческих кружков и проведение поисковых экспедиций 

В ходе настоящего проекта для организации поисково-краеведческой деятельности по вышеназванным направлениям на всех площадках проекта будут создано 8 краеведческих кружков. Их основными участниками будут около 120 подростков и старшеклассников под руководством педагогов школ. Главная задача кружковцев — обучиться методике поисково-краеведческой работы: поиску, описанию, оформлению экспонатов и дальнейшей передаче подготовленных материалов группам старшеклассников (30 человек), которые под руководством Веб-дизайнеров (учителей информатики) будут заниматься оцифровкой документов, фотографий, созданием электронных экспозиций и размещением их на страницах создаваемых Электронных Музеев.

Для поиска и сбора дополнительных исторических и этнографических экспонатов в деревнях и посёлках школ-участниц проекта будут организованы краеведческие экспедиции, в которых примут участие более 100 детей и подростков.

Учащиеся школ, педагоги, жители деревень и посёлков (около 400 человек) в рамках настоящего проекта примут активное участие в подготовке и проведении юбилейных мероприятий, посвящённых празднованию 70-летия освобождения районов Республики Карелия от фашистской оккупации.

В ноябре 2014 года состоится Итоговая краеведческая конференция по проекту (50 участников), где будут подведены итоги проекта, награждены лучшие краеведы и поисковики, определён лучший Электронный Музей по результатам конкурса.

Ожидаемые результаты проекта (основные социально-значимые параметры)

1.      В крупных сельских школах трёх районов Республики Карелия будут созданы  инициативные группы, советы из учащихся, педагогов, взрослых жителей села (общее количество участников 64 человека) по управлению и дальнейшему сопровождению деятельности Электронных музеев и организована краеведческая работу по поиску, сбору, систематизации, оформлению  материалов по истории школ, деревень, посёлков (в посёлке Ильинский, селе Видлица, деревне Коткозеро, посёлках Верхнеолонецкий и Ковера, селе Заозерье, посёлке Мелиоративный, посёлке Пряжа).

2.      Педагоги и учащиеся (общее количество 150 человек) будут обучены методике сбора и обработки краеведческой информации, их оцифровке, созданию электронных  экспозиций с последующим размещением материалов на страницах Электронных Музеев сельских школ.

3.   В краеведческо-патриотическую деятельность по обновлению материалов Электронных Музеев по истории своих школ будут вовлечены выпускники школ разных лет и поколений Видлицкой, Ильинской, Заозерской, Пряжинской. Коткозерской  средних школ, Верхнеолонецкой, Коверской школ, СОШ в посёлке Мелиоративный (общее количество 80 человек).

4.      В ходе проекта на всех площадках проекта будут разработаны новые электронные экспозиции Электронных Музеев (смотри Информационную карту проекта, с. 10), которые станут доступными всем заинтересованным пользователям сети Интернет.

5.       С детским и взрослым населением деревень и посёлков будет организована регулярная экскурсионно-просветительская деятельность на базе обновлённых школьных экспозиций и, созданных в ходе реализации проекта, Виртуальных Музеев.

6.      Реализация данного проекта даст интересный и актуальный материал по обновлению и осовремениванию деятельности музеев сельских общеобразовательных школ. Его результатами, среди которых будут предложены созданные и апробированные в ходе настоящего проекта модели Электронных Музеев сельских школ, смогут воспользоваться специалисты, руководители и педагоги сельских школ, работники сельских муниципальных образований районов Республики Карелия и регионов Российской Федерации через сеть Интернет (сайты КРОО «Живая деревня» и общеобразовательных школ-площадок проекта).

7.      Педагогическому сообществу, общественности будут представлены результаты проекта, с которыми можно будет ознакомиться через средства массовой информации, брошюру «Создание Электронных краеведческих музеев в сельских школах» тиражом 200 экз. Материалы о  проекте будут представлены также на Итоговой конференции перед участниками (40 человек), среди которых будут представители и из других районов республики.

8.      В связи с осуществлением системных мероприятий  по реализации проекта организаторы предполагают позитивные изменения в отношениях детей, подростков и молодёжи  сельских территорий к родному краю, его культуре и традициям. Ожидается повышение уровня самореализации подростков и молодёжи через участие в конкретных делах на благо школы, деревни, общества, государства в деле увековечения памяти погибших при защите Отечества. Предполагается повышение интереса участников проекта к отечественной истории, укрепление их мотивации к поисково-патриотической деятельности.

9.      Ожидается, что общее количество селян (подростков, молодёжи и взрослых), принявших активное участие в мероприятиях проекта, достигнет 520 человек, причем многие из них будут неоднократными участниками различных поисково-краеведческих дел.

10.  В ходе реализации проекта при поддержке администрации сельских поселений, учреждений, организаций и  населения будет значительно укреплена материально-техническая база сельских школ для дальнейшего развития поисково-краеведческой и музейной деятельности на селе.

Результаты работы площадок проекта

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 п. Мелиоративный» 

   Работа по проекту в нашей школе началась с февраля 2015 года. На первом собрании решили пригласить работать по проекту всех желающих. В результате  работать в данном направлении выразили учащиеся 10 класса (1998 года рождения)  и их классный руководитель – Багликов Евгений Витальевич, учитель истории.

  Из учителей: Силюкова Татьяна Альгисовна, учитель технологии, учитель информатики – Хуотари Андрей Вячеславович, учитель географии Белова Евгения Владимировна.  Вдохновляла на работу директор учреждения – Барабанова Любовь Николаевна. Проектом руководила Ваганова Елена Михайловна, учитель начальных классов.

  На следующем занятии составляли программу работы историко-краеведческого кружка «Поиск».

   Свою работу  по данному проекту мы освещали в муниципальной газете «Прионежье» и на августовском педагогическом совете муниципального района.

  Целью работы кружка являлось  вовлечение учащихся школы в поисковую работу по истории своего края. 

Были выбраны приоритетные направления и поставлены задачи:

1.Экскурсии по музею боевой   славы (подготовка экскурсоводов).

 2.Оформление материалов о ветеранах Великой Отечественной  войны.

3.Сбор материала о блокадниках, узниках, тружениках тыла.

4.Сбор материала о людях, которые служили в горячих точках.

5.Создание электронного музея «Землянка».

6. Организация концерта, посвящённого вручению медалей к 70-тию Великой Победы.

7.Участие в акции «Бессмертный полк».

8.Подготовка и проведение бесед и конкурсов  к 70-летию победы в Великой Отечественной войне.

Работа шла по плану и виден результат. Материал постепенно обрабатывался и заносился в виртуальный электронный музей.  Вот электронный адрес:

Sites.google.com/site/muzejzemlanka/

У нас в сельском Мелиоративном поселении не осталось живых ветеранов Великой Отечественной войны, но память о них жива.  В музее «Землянка» есть стенд, на котором имеется информация и фотографии.  Ученики 10 класса вместе с классным руководителем  брали  интервью у блокадников, узников, тружеников  тыла и оформляли его для сайта. При посещении семей родственников ребята просили их внимательно просмотреть семейные архивы и реликвии ветеранов. Было приятно, когда дочь Балаганского Фёдора Титовича – участника Великой Отечественной войны, принесла в музей воспоминания его о войне в электронном  и печатном тексте, а дочь Красковой  Антонины - участника Великой Отечественной войны, подарила воспоминания о своей тревожной молодости в  рукописном виде.  Это особо ценно. Мы их обязательно поместим в электронный виртуальный музей «Землянка». За это время наш музей пополнился несколькими экспонатами.

 На уроке русского языка (учитель Жидецкая С.В.) десятиклассники писали сочинение « Как я понимаю, что такое патриотизм?». 

В конце 2014/2015 учебного года мы подвели итоги работы по проекту и внесли данные в таблицу. Из неё видны мероприятия и количество учащихся, задействованные в мероприятиях.

Мероприятие

результат

Десятиклассники принимали участие в концерте, посвящённом вручению памятных медалей к 70 –тию Великой Победы. (Участие в концерте)

 

9 человек

Проведён фестиваль военной песни в школе.

237 ученков

Настя Ягудина и Настя Бастрикова  -  были фоторепортёрами.

2 человека

Провели: «Эстафету Поколений» для 2-х классов.

26 человек

Экскурсии в музее «Землянка» во всех классах.

237 чел. (школа), 26 чел. (дошкольное образование)

Провели экскурсии для населения в музее «Землянка». Экскурсоводы: Бастрикова Настя, Артамонова Алёна, Устинов Семён.

56 человек

Проект: «Бессмертный полк».

Привлекли 150 человек посёлка и школы.

Провели в начальных классах беседы: герои Прионежья.

89 учеников

Участие в федеральном конкурсе рисунков: «Дети войны не знали игрушек»

2 ученика

Участие в республиканском конкурсе рисунков: «Мы нашей памятью сильны»

2 победителя, 1 призёр

Участие в муниципальном конкурсе рисунков, посвящённом 70-тию победы в Великой Отечественной войне.

2 победителя, 14 лауреатов

Участие в городском конкурсе Центра Развития Образования  художественного слова: «Правнуки Победы говорят».

1 ученик

Акция: «Чтобы вечный огонь не погас»

Семья Соловьёвых. 3 человека   8 мая. Время: 17.30 – 17.40

 Мы благодарны руководителю проекта Андрейко А.З. за приглашение работать в данном направлении. Мы пришли к пониманию, что эта работа важна и ценна для всех живущих! И самое главное: у нас появился свой виртуальный сайт школьного музея «Землянка», который ещё будет пополняться и совершенствоваться.

 

 

Артамонова Алёна: «В этом проекте мне выпала роль экскурсовода.  Моей целью было рассказать школьникам и населению об участниках Великой Отечественной войны, их судьбах, трудностях в этот период.  Через эту работу я  сама обогатилась знаниями  по истории ».

Никифорова Александра: « Каждый из нас внёс свой вклад в эту работу. Виртуальный музей – это современно и удобно!».

Бастрикова Настя: «Жизнь молодёжи в современном мире проходит в сети Интернет. Будущее поколение никогда не увидит ветеранов Великой Отечественной войны в живую, благодаря нашей работе, их можно увидеть на сайте».

Власова Лиза: «Брать интервью у населения  и её обрабатывать – это трудная работа.  Работать в команде  - здорово!»

Юшкова Марина: «Среди фотографий в нашем музее  «Землянка» есть и фотография моей родственницы. Это Антонина Андреевна Краскова, сестра моего дедушки. Я очень горжусь, что её подвиг не будет забыт».

МКОУ "Видлицкая средняя общеобразовательная школа"

В ходе работы удалось систематизировать  и дополнить материалы по Ладожской военной флотилии ЗБС, оформить материал по почетным гражданам с. Видлицы- участникам Тулоксинской десантной операции (нашли новые сведения о 3 участниках),  составить папку «Памятные места Видлицы»: информация о памятниках, посвященных ВОВ, расположенных на территории Видлицкого сельского поселения; отсканировать фотографии, имеющиеся в ЗБС, составить фотоальбом, фильм по ЛВФ, собранные и систематизированные материалы представлены на сайте музея Видлицкой школы:

Раздел: «Зал Боевой Славы» включает следующие подразделы:

  • Ветераны Великой Отечественной войны –видличане (собран большой материал по ветеранам (около 200 ветеранов) Яковлевой Н.С., Левашовой Н.И., который будет оцифрован и в течении лета и   размещен на сайте музея)-размещен частично.
  • Ладожская военная флотилия в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг.(фото и текстовая информация)- размещен
  • Тулоксинская десантная операции 23-27 июня 1944г (фото и текстовая информация)- размещен
  • Почетные граждане с.Видлица- участники Тулоксинской десантной операции. (биографии почетных граждан Видлицы и фото)-размещен
  • Памятные места Видлицкого поселения (информация о памятниках, братских могилах, захоронениях, фото, учетные карточки)- размещен

   Обработанную и систематизированную архивную информацию, новые материалы по ЛВФ, представленные председателем клуба ветеранов Видлицы Нестеровой В.Ф., супруги участника Тулоксинской десантной операции Шевчук Р.С., газетные издания, мы использовали при проведении недели истории «Победе 70 лет: нам жить и помнить»: на классных часах, уроках Мужества, экскурсии по ЗБС, мероприятии «От героев былых времен».

28 июня 2015г в день освобождения с.Видлица с учащимися 10 кл, Нестеровой В.Ф., родственниками участников Тулоксинской десантной операции принимали участие в традиционном рейсе памяти по местам боев по Ладожскому озеру.

 

   Планируется продолжить работу в следующем учебном году есть еще много вопросов по ВОВ (например, подробно рассмотреть оккупационный режим на территории Видлицкого поселения в 1941-1944гг; послевоенная жизнь видличан; установить контакты с финским архивом (г.Хельсинки), в котором содержатся сведения о нашем поселении в годы войны; начать работу по разделу «Памятные даты Видлицкой школы»

Название кружка по гражданско-патриотическому воспитанию «Юный патриот»

Участники: учащиеся 10 класса (6 чел.)

Цель: воспитание гражданина России, патриота малой Родины, знающего и любящего свой край, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающие принять активное участие в его развитии.

Задачи:

-)способствовать формированию представления о различных сторонах жизни своего села и населения, показ его сложной структуры;

-)ознакомить с историей и современной жизнью своего села;

-) способствовать развитию гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю,  любви к родному месту жительства;

-)способствовать формированию толерантности и толерантного поведения;

-)способствовать укреплению семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но и родителей;

-) способствовать формированию умений работы с разной информацией

-)развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности, стимулировать стремление знать как можно больше о родном крае, о краеведении;

-) способствовать адаптации к реальной деятельности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации;

-)ориентироваться при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;

-)формировать способности и готовность к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни.

Методы по преимущественному источнику получения знаний.

Словесные – формы, направленные на получение основной информации в процессе рассуждений и доказательств.

Наглядные – формы усвоения учебного материала, связанные с применяемыми наглядными пособиями и техническими средствами.

Практические – формы овладения материалом на основе упражнения, самостоятельных заданий практических работ.

Методы по характеру мыслительной и познавательной активности:

Репродуктивные – формы овладения материалом, преимущественно основанные на воспроизводящей функции памяти;

Объяснительно – иллюстративные – формы, направленные на получение и передачу детям знаний в “готовом виде”;

Проблемно-поисковые – организация обучения путем самостоятельного добывания знаний в процессе решения учебных проблем, развития творческого мышления и познавательной активности детей.

Исследовательские – формы, предполагающие выполнение детьми под руководством педагога отдельных исследовательских заданий.

Программа рассчитана на учащихся 10 классов.

Срок реализации программы 35 часов.

Формы организации: групповая, индивидуальная.

Тематика занятий:

 

Тема занятия

Вид деятельности

Кол-во часов

Дата проведения

1

Организационное занятие. Разработка плана работы кружка, направлений деятельности.

Планирование работы кружка. Инициативная группа

1ч.

5 февраля 2015г

2

Введение в курс «Кружковая работа в школе». Цели и задачи кружковой деятельности.

Лекционный материал

1ч.

12 февраля 2015г

3

Экскурсия в Зал боевой Славы

Экскурсионная деятельность

1ч.

13 февраля 2015г

4

Работа с архивными материалами ЗБС

по теме «Великая отечественная война 1941-1945гг».

Поиск и сбор информации по теме

1ч.

19 февраля 2015г

5

Работа над направлением «Ладожская военная флотилия в годы ВОВ»

Анализ и систематизация  информации по теме

1ч.

20 февраля 2015г

6

Работа над направлением «Ладожская военная флотилия в годы ВОВ»

Анализ и систематизация  информации по теме

2ч.

26 февраля 2015г

7

Работа над направлением «Ладожская военная флотилия в годы ВОВ»

Анализ и систематизация  информации по теме, работа с фотоматериалом,           сканирование фотографий

2ч.

27 февраля 2015г

8

Работа над направлением «Тулоксинская десантная операция июнь 1944г»

Анализ и систематизация  информации по теме

2ч.

5 марта 2015г

9

Работа над направлением «Тулоксинская десантная операция июнь 1944г»

Анализ и систематизация  информации по теме

2ч.

6 марта 2015г

10

Работа над направлением «Тулоксинская десантная операция июнь 1944г»

Анализ и систематизация  информации по теме, работа с фотоматериалом,           сканирование фотографий

2ч.

12 марта 2015г

11

Работа над направлением «Почетные граждане с.Видлицы- участники Тулоксинской десантной операции».

Анализ и систематизация  информации по теме.

 

2ч.

13 марта 2015г

12

Работа над направлением «Почетные граждане с.Видлицы- участники Тулоксинской десантной операции».

Анализ и систематизация  информации по теме

2ч.

19 марта 2015г

 

13

Работа над направлением «Почетные граждане с.Видлицы- участники Тулоксинской десантной операции».

Анализ и систематизация  информации по теме, работа с фотоматериалом,           сканирование фотографий

2ч.

20 марта 2015г

14

Работа над направлением «Памятные места Видлицкого поселения»

Братская могила «Нас здесь 1242 солдата великой войны»

Систематизация информации по теме, работа с фотоматериалом Практическая работа с ИКТ 

2ч.

2 апреля 2015г

15

Работа над направлением «Памятные места Видлицкого поселения»

Братская могила «Остановись и поклонись» Большие Горы

Систематизация информации по теме, работа с фотоматериалом Практическая работа с ИКТ 

2ч.

9 апреля 2015г

16

Работа над направлением «Памятные места Видлицкого поселения»

Братская могила в Верхней Видлице

Систематизация информации по теме, работа с фотоматериалом Практическая работа с ИКТ 

2ч.

10 апреля 2015г

17

Работа над направлением «Памятные места Видлицкого поселения»

Памятные знаки в Железной Горе

Систематизация информации по теме, работа с фотоматериалом Практическая работа с ИКТ

2ч.

24 апреля 2015г

18

Работа над направлением «Памятные места Видлицкого поселения»

Памятник майору Кротову Устье-Видлицы

Систематизация информации по теме, работа с фотоматериалом, Практическая работа с ИКТ

2ч.

25 апреля 2015г

 

19

Вахта памяти «Никто не забыт, ничто не забыто»

Уход и уборка памятников учащимися школы.

Уход за братскими могилами, воинскими захоронениями.

3ч.

30 апреля 2015г

4 мая 2015г

7 мая 2015г

20

Подведение итогов работы.

Итоговое обобщение проделанной работы

1 ч.

15 мая 2015г

МКОУ "Коткозерская средняя общеобразовательная школа"

Основной целью работы краеведческого кружка является:

1.      Формирование знаний, умений, навыков работы учащихся с фондами школьного музея;

2.      Организация деятельности по сбору краеведческого материала;

3.      Развитие самостоятельности и инициативы учащихся, умений анализировать, систематизировать, делать выводы, обобщать собранный материал (навыки исследовательской работы);

4.      Воспитание патриотизма, чувства ответственности за наследие прошлого, гордость за свою малую Родину;

      5.  Подготовка обучающихся к участию в  конкурсах, научно-практических конференциях.

Начало работы кружка было организовано  в марте 2015 года. Ребятам нашей школы было предложено по участвовать в проекте  Карельской региональной общественной организации «Живая деревня», 70-летие Великой Победы  - «Никто не забыт и ничто не забыто!».  Весь седьмой класс изъявил желание поработать с материалами музея, собрать дополнительную информацию о ветеранах ВОВ. В краеведческий кружок «ГЕРОИ  В  НАШЕЙ ПАМЯТИ  НАВЕЧНО!»,  посещают 10 девочек и 7 мальчиков (весь 7 класс)

            Ребята поделились на несколько групп (отделы):

-Оформители,

-Фотокорреспонденты, 

-Архивариусы,

-Исследовательский отдел,

-Отдел переписки (распечатки,  печатание, набор текстов).

Началом работы кружка было знакомство с отделами музея, архивом, выставкой посвященной "70-летию Великой Победы".

После просмотра музея, выставки, стендов, ребятам было предложена экспозиционная тематика по которому  будут работать.

Началом было сбором списков ветеранов ВОВ деревни Коткозеро. Создали папку с фотографиями и небольшими комментариями  о ветеранах, а также материалы о захоронениях на территории Коткозерской волости.

 

Отделы

Фамилия, имя  обучающихся, класс

Оформители

 

Колыбина Наташа

Шакшин Алеша

Гаврилов Миша

Экскурсоводы

 

Кошелева Виола

Барыгина Карина

Богданова Карина

Фотокорреспонденты

 

Марков Саша

Маргарит Павел

Архивариусы

 

Петрова Наташа

Петрукович Ксения

Исследовательский отдел       

Солдатов Сергей

Удавкова Дарья

Отдел переписки

Гагарина Диана

Ильина Катя

Краеведческая работа разнообразна и многопланова. На основе многолетнего опыта работы с детьми в школе, хотелось бы выделить следующие формы деятельности:

·        Поисковая работа (опрос местных жителей, сбор материалов) и составление летописи родного поселка.

·        Фото-видео съемка.

·        Сбор вещественных памятников для музейной экспозиции.

·        Создание музейной экспозиции.

·        Сотрудничество с музеями  (экскурсии, обучение музейному делу, музейная практика).

·        Работа по сохранению памятных мемориальных мест, истории и культуры на территории  поселения.

·        Трудовые десанты в поселении.

·        Совместные мероприятия Дома Культуры, библиотеки  и школы.

·        Создание творческих исследовательских работ обучающимися.

·        Участие обучающихся на  конференциях  с краеведческими проектами в школе.

·        Публикации о работе школьного музея в районной газете.

·        Походы-экскурсии  по Родному краю.

·        Проведение экскурсии.

Воспитанники кружка занимались поисковой деятельностью и архивной работой.

Эта деятельность обучающихся нашей школы проходила  на конкретном  материале.  Это достигается с помощью знакомства с фактами и явлениями прошлого, знакомством с наиболее яркими и героическими страницами местной истории, изучения истории на примере воспоминаний жителей поселения.

          9 мая 2015 год. День Победы.

Празднования Дня Победы в этом году в нашем родной деревне было по особенному торжественным. 9 мая  митинг, посвященного  Дню Победы.  

В апреле состоялся трудовой десант  по облагораживанию мемориального знака (могилы Зины Григорьевой и  Михаила Егорова). Состоялась покраска   обелиска и  мемориального знака.  

В арсенал  школьного музея были  собраны фотографии, ценные материалы по захоронениям и о ветеранах войны, тружениках тыла, хроника ВОВ, и история  школы.        

В  2014-15 году были проведены  2 экскурсий:

·        для гостей Брендоевского фестиваля.

·        для воспитанников детского сада «Солнышко».

В течение всего периода кружка ребята активно, с творческим подходом работали, учувствовали во всех мероприятиях, направленных на патриотическое воспитание: сканировали ценные материалы, выписывали и печатали паспорта воинских захоронений, фотографировали памятные знаки и захоронения Олонецкого района, оформляли папочки для музея. 

В конце работы музейного кружка ребята 7 класса были поощрены небольшими подарками за активную работу  по сохранению  исторического наследия, значимый вклад  в работу  школьного музея, за участие в общешкольных мероприятиях, конкурсах.

В 2015   году было проведено 35 часов  по патриотическому воспитанию школьников.

МКОУ "Ильинская средняя общеобразовательная школа"

Наша школа имеет хороший опыт работы  по патриотическому воспитанию.  На протяжении многих лет сложились свои традиции проведения  мероприятий в рамках Вахты Памяти,  но мы стараемся внедрять новые формы работы, разнообразить тем самым деятельность учащихся в данном направлении. Поэтому  мы  с удовольствием  включились в проект «70 лет Великой Победы  - «Никто не забыт и ничто не забыто!  (Электронные школьные музеи),  предложенный нам КРОО “Живая деревня”.

 Для реализации поставленных задач проекта была создана инициативная группа учащихся и учителей, разработана программа деятельности работы кружка «ПАМЯТЬ».  Основной задачей перед нами стояло  продолжение работы многих поколений наших учеников и педагогов по увековечиванию собранных ими поисковых материалов, преобразование их на цифровые носители. Поэтому были   оцифрованы архивные документы, фотографии, создан сайт музея, который пополняется новыми материалами.

В процессе реализации программы кружка заметно  повысился интерес участников проекта к отечественной истории, краеведению, укрепилась мотивация к поисково-патриотической деятельности. Учащиеся активно принимали участие в проектах, проводимых в рамках Вахты ПАМЯТИ:

·         «Улицы героев»,  автобусный маршрут по памятным местам Ильинского. Было проведено 12 экскурсий для учащихся, педагогов и гостей поселка;

·         Республиканский проект  «Служение Отечеству. Служение Карелии: события и имена». Учащиеся изучили биографии своих родственников, принимавших участие в войне, работали  с  архивными  материалами, собрали фотографии и оформили исследовательские работы.   Три работы были отмечены грамотами и призами, это:  Яковлев Семен –  экскурсовод школьного музея,  занял первое место в номинации «Моя семья в годы войны»,  Иванов Игорь – член  актива школьного музея,  занял 2 и 3 место в разных номинациях, Тункель Михаил активный помощник в создании электронного музея в школе, занял  2 место в номинации «Они ковали Победу». Их работы были напечатаны в районной газете «Олония» 22 июня 2015 года.

·         Во всероссийской акции «С любовью к России, мы делами добрыми едины» приняли участие 45 учащихся школы.  Многие стали победителями и призерами отборочного муниципального этапа, окончательные  результаты акции будут в ноябре.

·          Акция «Ветеран живет рядом». Встречи с представителями Совета ветеранов поселения.

·         Акция «Живые голоса Победы». Интервью с Балакиной Зоей  Михайловной, труженицей тыла, и ветераном, участником войны  Корнышевым Борисом Васильевичем.

·         Акция «Бессмертный полк»,  кружковцами было собрано, обработано и  напечатано 84 портрета, с которыми учащиеся и их семьи приняли участие в шествии  9 мая. 

·         Легкоатлетический пробег «Салют, Победа!» из 76 участников забега 6 кружковцев, 4 победителя. 

·         Конкурс литературно-музыкальных композиций среди 5-11 классов показал насколько творческие классные коллективы, их сплоченность в общем деле, умение музыкально и литературно оформить свое выступление. Прозвучало много военных песен, как прошлых лет, так и современных.  Победителями конкурса стали учащиеся 6а класса и 11 класса.  

·         Многие творческие конкурсы  приглашали к участию семьи. Так, например,  в конкурсе семейного плаката «Это наша победа!»  приняли участие 32 семьи.

В этом конкурсе активно приняли участие наши кружковцы, например плакаты Яковлева Семена  и его сестры Яковлевой Анастасии  очень подробно показали  вклад семей Корнышевых и Филипповых в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

 Самыми активными участниками проекта стали учащиеся  седьмого  класса Яковлев Семен, Муруев Матвей,  Палатина Полина, Годарева Полина  и  пятиклассники Иванов Игорь и Картунен Алексей.  Ребята успешно выполнили поисковые исследовательские работы, выступили с ними на итоговой конференции,  а так же проводили экскурсии, принимали участие во всех мероприятиях по подготовке к празднованию Дня Победы. 

С целью развития школьного  электронного музея, вовлечения  еще большего количества заинтересованных учащихся в этом направлении, в июне был проведен профильный специализированный лагерь «Летописец» в котором приняли участие15 учеников.

 Цель лагеря -  содействовать  патриотическому воспитанию обучающихся через поисковую и проектную  деятельность, повысить социальную активность и гражданскую ответственность.

На протяжении пяти дней учащиеся с удовольствием принимали участие в различных мероприятиях, патриотической направленности. Это интереснейшие экскурсии в Олонецкий национальный музей, интерактивная экспозиция в  д. Сяндеба «Тревожное лето 41 года», автобусная экскурсия по памятным местам, где шли бои в 1944 году за освобождение нашего района. Участники лагеря ежедневно   занимались проектной деятельностью, научились создавать видеоролики, работать по пополнению сайта  электронного музея.

 Самым запоминающимся событием смены  участники отмечают поход по местам высадки Тулокского десанта в 1944 году. Мы посетили памятники  воинам-десантникам, привели в порядок могилы, покрасили опалубки, убрали мусор, возложили венки и цветы. На побережье Ладожского озера мы нашли места линии обороны, окопы и землянки  военных лет, и там же провели военизированную игру «Зарница».  Благодаря тому, что в лагере работали учитель истории и инструктор по туризму,  мы совершили настоящий марш-бросок по историческим местам, узнали много нового из истории военных событий в нашем районе.

   По отзывам всех участников проекта, деятельность была полезна, интересна, востребована. Проделана большая подготовительная работа  по созданию новых экспозиций электронного музея.

 

Запланированная работа по данному проекту, по  осуществлению патриотического, гражданского воспитания, формированию социальной компетентности учащихся содействует воспитанию патриотизма и гражданственности, содействует формированию опыта гражданского поведения в процессе реализации коллективных творческих дел. 

МКОУ "Пряжинская средняя общеобразовательная школа"

Участники проекта

         Всего

     в т.ч. детей

      взрослых

средний возраст

215

162

53

10-15

 

Краеведческий кружок «Активисты школьного музея  Боевой славы»

   Прошли обучение

                                Тематика занятий

Учащиеся  7 «А» кл., 11 кл.- 18 человек

Типы и виды музеев; 

фонды музеев и их назначение;

учимся проводить экскурсию;

ценные  экспонаты нашего  школьного музея;

как провести Урок мужества; 

учусь проводить и организовывать встречи с ветеранами войны, тружениками тыла, детьми войны и записывать от них воспоминания;

практическая часть /проведение экскурсий в музее по плану работы музея и в курсе по краеведению «Моя Карелия»)

 

Создание экспозиций электронного музея:

Участники – учащиеся 8, 9, 10 класса – 16 чел.

Создано и размещено страниц – около 100.

 

 

                           Отчет о проделанной работе в  рамках проекта

                                          «Никто не забыт  и  ничто не забыто»  

                                                    за 2014-2015 учебный год

    мероприятие

   название

    дата

участники

   участие          музея

результат

     Митинг

5 сентября  -День памяти бойцов  313 СД

5 сентября 2014 г.

жители и гости Пряжи

выступление руководителя музея

выход в социум, информация о новых материалах музея

День Героя в школе

Посвящается  Герою Советского Союза М.Мелентьевой

24 января 2015 г.

учащиеся и педагоги школы

организация и проведения Дня Героя /совместно с заместителем по ВР/ Организация встречи с Соловьевой Л.В., автором портрета М. Мелентьевой Выступление

 « Традиции встреч с писателями»

поддержка и сохранение традиций школы

Встреча с радио-

журналистом

 

С.Ю. Зааловой

13 февраля 2015г.

учащиеся 2-х,3-х и 5 классов, учителя

организация и проведение встречи /совместно с детской библиотекой/

в дар музею передан  диск с записью радиопередачи об учениках школы-участниках ВОВ

Открытие Стены Героя  в школе

Герой Советского Союза М.Мелентьева

.6 мая 2015г.

учащиеся и педагоги школы

выступление руководителя музея

поддержка и сохранение традиций школы

Фестиваль патриотической песни /общешкольное мероприятие/

 

«Виктория»

8 мая 2015г.

учащиеся и педагоги школы, ветераны

презентация книги музея «Священной памяти хранитель»

обобщены  и  изданы в форме книги материалы музея

Семинар  библиотечных работников района

 

28 мая 2015г.

библиотекари района

презентация книги музея «Священной памяти хранитель»

пропаганда материалов музея

 

Всероссийский школьный сетевой проект  /совместно с  учителем информатики/

«Карта памяти»

в течение года

учащиеся школы

представлен материал «Памятники Пряжинского городского поселения»

размещение материалов музея в интернете

 

 

Карельская общественная организация  «Живая деревня»

    Проект 70 лет Великой Победы –

/создание электронных краеведческих музеев в сельских школах Карелии /

«Никто не забыт и ничто не забыто»

в течение года

активисты музея

сбор и обобщение   материала, создание электронных презентаций

участие в региональном проекте /создание электронного краеведческого музея/

 

Издание книги

«Священной памяти хранитель» /по материалам школьного Музея боевой славы

в течение года

активисты и руководитель музея

издание книги /совместно с районной администрацией/

первый опыт издания материалов музея в виде книги, пропаганда  краеведческого материала

 

Общешкольный проект

«Памяти павших пряжинцев»

в течение года

учащиеся и учителя школы

сопровождение проекта  материалами музея

участие в школьном  проекте, пополнение материалов музея

 

 

Участники проекта

         Всего

     в т.ч. детей

      взрослых

средний возраст

215

162

53

10-15

 

Краеведческий кружок «Активисты школьного музея  Боевой славы»

   Прошли обучение

                                Тематика занятий

Учащиеся  7 «А» кл., 11 кл.- 18 человек

Типы и виды музеев; 

фонды музеев и их назначение;

учимся проводить экскурсию;

ценные  экспонаты нашего  школьного музея;

как провести Урок мужества; 

учусь проводить и организовывать встречи с ветеранами войны, тружениками тыла, детьми войны и записывать от них воспоминания;

практическая часть /проведение экскурсий в музее по плану работы музея и в курсе по краеведению «Моя Карелия»)

 

Создание экспозиций электронного музея:

Участники – учащиеся 8, 9, 10 класса – 16 чел.

Создано и размещено страниц – около 100.

 

 

                           Отчет о проделанной работе в  рамках проекта

                                          «Никто не забыт  и  ничто не забыто»  

                                                    за 2014-2015 учебный год

    мероприятие

   название

    дата

участники

   участие          музея

результат

     Митинг

5 сентября  -День памяти бойцов  313 СД

5 сентября 2014 г.

жители и гости Пряжи

выступление руководителя музея

выход в социум, информация о новых материалах музея

День Героя в школе

Посвящается  Герою Советского Союза М.Мелентьевой

24 января 2015 г.

учащиеся и педагоги школы

организация и проведения Дня Героя /совместно с заместителем по ВР/ Организация встречи с Соловьевой Л.В., автором портрета М. Мелентьевой Выступление

 « Традиции встреч с писателями»

поддержка и сохранение традиций школы

Встреча с радио-

журналистом

 

С.Ю. Зааловой

13 февраля 2015г.

учащиеся 2-х,3-х и 5 классов, учителя

организация и проведение встречи /совместно с детской библиотекой/

в дар музею передан  диск с записью радиопередачи об учениках школы-участниках ВОВ

Открытие Стены Героя  в школе

Герой Советского Союза М.Мелентьева

.6 мая 2015г.

учащиеся и педагоги школы

выступление руководителя музея

поддержка и сохранение традиций школы

Фестиваль патриотической песни /общешкольное мероприятие/

 

«Виктория»

8 мая 2015г.

учащиеся и педагоги школы, ветераны

презентация книги музея «Священной памяти хранитель»

обобщены  и  изданы в форме книги материалы музея

Семинар  библиотечных работников района

 

28 мая 2015г.

библиотекари района

презентация книги музея «Священной памяти хранитель»

пропаганда материалов музея

 

Всероссийский школьный сетевой проект  /совместно с  учителем информатики/

«Карта памяти»

в течение года

учащиеся школы

представлен материал «Памятники Пряжинского городского поселения»

размещение материалов музея в интернете

 

 

Карельская общественная организация  «Живая деревня»

    Проект 70 лет Великой Победы –

/создание электронных краеведческих музеев в сельских школах Карелии /

«Никто не забыт и ничто не забыто»

в течение года

активисты музея

сбор и обобщение   материала, создание электронных презентаций

участие в региональном проекте /создание электронного краеведческого музея/

 

Издание книги

«Священной памяти хранитель» /по материалам школьного Музея боевой славы

в течение года

активисты и руководитель музея

издание книги /совместно с районной администрацией/

первый опыт издания материалов музея в виде книги, пропаганда  краеведческого материала

 

Общешкольный проект

«Памяти павших пряжинцев»

в течение года

учащиеся и учителя школы

сопровождение проекта  материалами музея

участие в школьном  проекте, пополнение материалов музея

 

 

        Вся работа музея была  посвящена  70-летию Победы  в Великой Отечественной войне.

         Музей был активным участником нескольких проектов - Всероссийского сетевого школьного проекта  «Карта памяти»,  проекта  к 70- летию Великой Победы  «Никто не забыт и ничто не забыто» Карельской региональной общественной организации «Живая деревня»,  общешкольных проектов «Памяти павших пряжинцев», конкурса сочинений «Мой Герой».

         Продолжена переписка и тесное сотрудничество с  представителями общественных организаций и школьных музеев  из Свердловской области.  В  периодических изданиях /

«Камышловские известия»/ и новом  сборнике «Помним. Гордимся. Скорбим …»    куратора по 313 стрелковой дивизии  в Свердловской области В.И. Матвеева рассказывается о «большой патриотической  работе Музея  Пряжинской школы»

         В течение всего учебного года велась кропотливая и тщательная работа над изданием книги по материалам музея «Священной памяти хранитель». Книга издана в городе Петрозаводске издательством «ПИН».  Заказчиком и социальным партнером  в издании  стала районная администрация. В предисловии к  сборнику  Глава Администрации Пряжинского национального муниципального района  О.А. Ермолаев  отметил: «Несколько поколений  учителей и учеников  Пряжинской школы принимали участие  в краеведческих исследованиях, пополнении фондов музея, переписке с ветеранами, что позволило  нам в год 70-летия Победы  собрать уникальные материалы о защитниках и освободителях Пряжи  в книге «Священной памяти хранитель».

       Продолжена традиция встреч с  писателями и ветеранами. Гостем школы во время Недели Героя стала Л.В. Соловьева, автор портрета М.Мелентьевой.  Эта встреча давно планировалась активом музея, и  в этом году её удалось осуществить.  Очень понравилась всем учащимся и учителям встреча с радиожурналистом, автором книги «Маленький солдат»  С.Ю. Зааловой.  Светлана Юрьевна по нашей просьбе  привезла на встречу запись радиожурнала «Подвиг» Карельского радио, посвященного ученикам  Пряжинской школы - участникам ВОВ. Запись радиопередачи теперь  хранится в фонде музея, и была использована при подготовке сценария   концерта 9 мая в Центре досуга и творчества.

    Активисты школьного музея  /Лебоева А. и  Атрушкевич А./  начали проводить  экскурсии в музее самостоятельно.   Хороший отзыв об экскурсиях дала преподаватель курса «Моя Карелия» /5 класс/ Жиронкина Е.С.

      Руководитель музея отмечена Благодарственным письмом Главы Республики Карелия  «За большой вклад в патриотическое воспитание молодёжи и активное участие в работе по  увековечиванию памяти погибших защитников Отечества в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов»

Проведено музейных уроков и экскурсий-  21  /для  учащихся школы 1,2,3.4, 5 классов,  участников районного совещания учителей, гостей школы и поселка из  Петрозаводска, Санкт-Петербурга, участников Межрегионального военно-патриотического похода-экспедиции «Юные патриоты»/

Участие в проектах- 4 / Всероссийском  сетевом проекте «Карта памяти», проекте по созданию электронных школьных музеев Карельской общественной организации «Живая деревня» «70 лет Победы. Никто не забыт и Ничто не забыто, общешкольных /

Митинг- 5 сентября -День памяти бойцов 313 стрелковой дивизии /выступление на митинге/ 

День Героя-  встреча с Л.В. Соловьевой /5-11 классы/, встреча с Зааловой С.Ю. /1-4 классы/

Консультации-  19  / Центр досуга и творчества, Районная администрация, городская библиотека, Молодежный центр и др./

Пополнение фондов   диск от «Радио Карелии»  с  записью радиопередачи  о пряжинских школьниках-участниках ВОВ,  предметы времен войны от поисковиков,  книги  И. Герасева и Н. Столеповой «Рубежи Петрозаводска», В. Матвеева «Помним, Гордимся. Скорбим…»/

 

Музей в СМИ- 14 публикаций   /региональные и районные издания/